Федеральный закон от 31.07.2025 N 285-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
17 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2025 года
Статья 1
Часть седьмую статьи 5.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2024, N 33, ст. 4971) изложить в следующей редакции:
"Иностранный банк вправе осуществлять деятельность на территории Российской Федерации, не относящейся к международной территории опережающего развития, созданной в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", не более чем через один филиал. Для осуществления деятельности на указанной международной территории опережающего развития иностранный банк вправе также открыть только один филиал.".
Статья 2
В абзаце первом пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 52, ст. 5037; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; 2015, N 13, ст. 1811; N 27, ст. 4000; 2016, N 27, ст. 4248; 2018, N 32, ст. 5088, 5115; N 53, ст. 8440; 2019, N 48, ст. 6739; 2022, N 1, ст. 61; 2024, N 33, ст. 4947, 4983; N 53, ст. 8539) слова "и Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" заменить словами ", Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" и Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 26; 2016, N 27, ст. 4183; 2019, N 30, ст. 4156; 2020, N 48, ст. 7627; 2022, N 1, ст. 46; N 29, ст. 5238; 2023, N 12, ст. 1897; 2024, N 31, ст. 4457) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1) международная территория опережающего развития - территория опережающего развития, которая создается для реализации на территории Дальневосточного федерального округа совместных с иностранными партнерами инвестиционных проектов, особенности создания и функционирования которой определяются главой 9.1 настоящего Федерального закона. В отношении международной территории опережающего развития применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не установлено главой 9.1 настоящего Федерального закона;";
2) в статье 13:
а) пункты 3 и 4 части 2 признать утратившими силу;
б) в части 4 слова "В случае, если документы, указанные в пунктах 3 и 4 части 2 настоящей статьи, не представлены заявителем, по межведомственному" заменить словами "По межведомственному";
3) в части 2 статьи 17 слова "банковскую, страховую или клиринговую деятельность, организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или негосударственными пенсионными фондами" заменить словами "кредитным организациям, иностранным банкам, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, некредитным финансовым организациям, лицам, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке, субъектам национальной платежной системы";
4) главу 7 дополнить статьей 31.1 следующего содержания:
"Статья 31.1. Гарантии прав резидентов территории опережающего развития
1. В отношении резидента территории опережающего развития в течение пятнадцати лет начиная с даты включения его в реестр резидентов территории опережающего развития не применяются акты (решения), ухудшающие условия ведения деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности, по сравнению с условиями, определенными на дату заключения соглашения об осуществлении деятельности. Актами (решениями), ухудшающими условия ведения деятельности, признаются в том числе акты (решения), увеличивающие сроки осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, увеличивающие размер платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением таможенных платежей), уплачиваемых резидентом территории опережающего развития в целях реализации инвестиционного проекта, устанавливающие дополнительные требования к условиям реализации инвестиционного проекта, в том числе требования о предоставлении дополнительных документов, либо устанавливающие дополнительные запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта, и иные акты (решения), ухудшающие условия ведения деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности.
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении:
1) деятельности резидента территории опережающего развития, осуществляемой за пределами этой территории опережающего развития или иной территории опережающего развития;
2) нормативных правовых актов, принимаемых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, а также в целях недопущения возникновения иных обстоятельств непреодолимой силы, носящих чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
3. Положения актов (решений), действующие на дату заключения соглашения об осуществлении деятельности, признаются действующими в отношении резидента территории опережающего развития, с которым заключено соглашение об осуществлении деятельности, в случае признания утратившими силу или приостановления действия таких положений актов (решений) актами (решениями), указанными в части 1 настоящей статьи, ухудшающими условия ведения деятельности по сравнению с условиями таких положений, определенными на дату заключения соглашения об осуществлении деятельности.
4. Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих размер платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением таможенных платежей), являющихся источниками формирования неналоговых доходов федерального бюджета, на которые распространяются особенности, установленные настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих размер платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, являющихся источниками формирования неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, на которые распространяются особенности, установленные настоящей статьей, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создана территория опережающего развития.";
5) дополнить главой 9.1 следующего содержания:
"Глава 9.1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
Статья 34.1. Цели создания и функционирования международной территории опережающего развития
Целями создания и функционирования международной территории опережающего развития являются создание благоприятных условий для международного сотрудничества и реализации совместных с иностранными партнерами инвестиционных проектов, стимулирование деятельности в сфере промышленности.
Статья 34.2. Особенности создания международной территории опережающего развития
1. Международная территория опережающего развития создается по решению Правительства Российской Федерации либо на основании международного договора Российской Федерации о создании такой территории в соответствии со статьей 34.3 настоящего Федерального закона.
2. Международная территория опережающего развития может создаваться на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа. Общая площадь международной территории опережающего развития не может превышать 20 квадратных километров.
3. Решение о создании международной территории опережающего развития принимается Правительством Российской Федерации на основании следующих критериев:
1) наличие потенциальных резидентов международной территории опережающего развития, подтвердивших в письменной форме готовность реализовать инвестиционные проекты на международной территории опережающего развития;
2) наличие информации о возможности обеспечить резидентов международной территории опережающего развития необходимыми ресурсами (в случае, если имеются инфраструктурные и иные ограничения, наличие предложений по их устранению для обеспечения резидентов международной территории опережающего развития необходимыми ресурсами в достаточной степени);
3) наличие предложения субъекта Российской Федерации об установлении для резидентов международной территории опережающего развития налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу.
4. Решение Правительства Российской Федерации о создании международной территории опережающего развития принимается в форме постановления и предусматривает:
1) срок, предусмотренный частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, или иной срок, на который создается международная территория опережающего развития;
2) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;
3) описание местоположения границ международной территории опережающего развития;
4) положение об определении юридического лица в качестве управляющей компании международной территории опережающего развития;
5) положение о применении или неприменении на международной территории опережающего развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.
Статья 34.3. Международный договор Российской Федерации о создании международной территории опережающего развития
1. Международным договором Российской Федерации о создании международной территории опережающего развития могут быть определены порядок создания и функционирования, основания прекращения существования международной территории опережающего развития, органы управления международной территорией опережающего развития, преференции, предоставляемые резидентам такой территории, а также иные условия, связанные с созданием и функционированием международной территории опережающего развития.
2. Решения о проведении переговоров и о подписании международного договора Российской Федерации о создании международной территории опережающего развития принимаются Правительством Российской Федерации.
Статья 34.4. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры международной территории опережающего развития
1. Российской Федерацией осуществляется финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры международной территории опережающего развития, в том числе с привлечением средств, не являющихся средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации по обеспечению размещения объектов инфраструктуры международной территории опережающего развития осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе путем возмещения процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры международной территории опережающего развития, в размере до ста процентов от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Статья 34.5. Наблюдательный совет международной территории опережающего развития
1. В целях осуществления контроля за функционированием международной территории опережающего развития, содействия в реализации проектов резидентов международной территории опережающего развития создается наблюдательный совет международной территории опережающего развития.
2. В состав наблюдательного совета международной территории опережающего развития входят представители уполномоченного федерального органа, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, иных государственных органов и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а также управляющей компании.
3. Состав и полномочия наблюдательного совета международной территории опережающего развития определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 34.6. Управляющая компания международной территории опережающего развития
1. В целях осуществления функций по управлению международной территорией опережающего развития Правительство Российской Федерации определяет управляющую компанию.
2. Правительством Российской Федерации функции по управлению международной территорией опережающего развития могут быть возложены на управляющую компанию, указанную в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, либо на дочернее общество такой управляющей компании, в том числе с иностранным участием, при этом размер доли управляющей компании, указанной в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, в уставном капитале дочернего общества должен составлять не менее пятидесяти одного процента.
Статья 34.7. Требования к резидентам, осуществляющим деятельность на международной территории опережающего развития
1. Резидентом международной территории опережающего развития признается юридическое лицо, в том числе созданное с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, которое является коммерческой организацией, государственная регистрация которого осуществлена на международной территории опережающего развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которое заключило в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на международной территории опережающего развития и включено в реестр резидентов международной территории опережающего развития.
2. Статус резидента международной территории опережающего развития не предоставляется юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.
3. Статус резидента международной территории опережающего развития предоставляется юридическому лицу, если со дня его государственной регистрации до подачи заявки, предусмотренной статьей 13 настоящего Федерального закона, прошло не более двух месяцев.
4. Доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) об участниках юридического лица, получившего статус резидента международной территории опережающего развития, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, ограничивается и возобновляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, на основании заявления юридического лица.
5. Заявление об ограничении или о возобновлении доступа к сведениям, указанным в части 4 настоящей статьи, представляется по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и подписывается лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.
6. Сведения о юридическом лице, доступ к которым ограничен в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, Центральному банку Российской Федерации, судам, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица.
7. Порядок ведения реестра резидентов международной территории опережающего развития, которым могут быть в том числе определены сведения о резиденте международной территории опережающего развития, не подлежащие опубликованию, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 34.8. Требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами на международной территории опережающего развития
1. Инвестиционный проект, который планируется реализовать на международной территории опережающего развития, должен быть согласован президиумом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока с учетом предусмотренного частью 3 настоящей статьи заключения федерального органа исполнительной власти. Информация о согласовании указанного инвестиционного проекта с объемом капитальных вложений свыше 10 миллиардов рублей должна быть направлена управляющей компанией международной территории опережающего развития в Министерство финансов Российской Федерации в срок не позднее одного месяца с даты включения инвестора в реестр резидентов международной территории опережающего развития.
2. Инвестиционный проект, реализуемый резидентом международной территории опережающего развития, должен соответствовать следующим требованиям:
1) осуществление резидентом международной территории опережающего развития капитальных вложений в объеме не менее 500 миллионов рублей. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, а именно затраты на строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования. При этом не учитываются затраты на приобретение имущества, которое ранее учитывалось на балансе в качестве объектов основных средств иными лицами на территории Российской Федерации. Фактический объем капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации инвестиционного проекта, определяется на основании цен товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость;
2) производство резидентом международной территории опережающего развития продукции с высокой добавленной стоимостью или выполнение им работ (оказание услуг), виды которых определяются Правительством Российской Федерации.
3. В целях настоящего Федерального закона отнесение продукции, производство которой планируется на международной территории опережающего развития, к продукции с высокой добавленной стоимостью и выдача соответствующих заключений осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности, соответствующей виду указанной продукции, на основании порядка, утвержденного Правительством Российской Федерации.
4. Срок согласования президиумом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока инвестиционного проекта, который планируется реализовать на международной территории опережающего развития, не включается в срок, предусмотренный частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона. На период указанного согласования течение срока, предусмотренного частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона, приостанавливается.
5. Решение президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока о несогласовании инвестиционного проекта, который планируется реализовать на международной территории опережающего развития, является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности на международной территории опережающего развития наряду со случаями, указанными в части 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Статья 34.9. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на международной территории опережающего развития
1. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляются на международной территории опережающего развития с учетом особенностей осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусмотренных настоящей статьей.
2. В отношении резидентов международной территории опережающего развития не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, за исключением плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок (инспекций) в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов I и II классов опасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении гидротехнических сооружений I и II классов, федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
3. В отношении резидентов международной территории опережающего развития не проводятся обязательные профилактические визиты, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 3, подпунктах "а" и "б" пункта 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и случаев проведения профилактических визитов в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
4. Особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении резидентов международной территории опережающего развития, установленные частями 5 - 8 настоящей статьи, применяются при осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
5. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, проверки в отношении резидентов международной территории опережающего развития проводятся:
1) при условии согласования с органами прокуратуры и уведомления наблюдательного совета международной территории опережающего развития:
а) при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
б) при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
в) при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
2) без согласования с органами прокуратуры и без одобрения наблюдательным советом международной территории опережающего развития:
а) по поручению Президента Российской Федерации;
б) по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;
в) по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, осуществляющего кураторство Дальневосточного федерального округа;
г) по требованию прокурора, выданному в порядке, установленном Генеральным прокурором Российской Федерации, на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) при условии одобрения наблюдательным советом международной территории опережающего развития и последующего согласования с органами прокуратуры в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
6. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, проверки в отношении резидентов международной территории опережающего развития не проводятся, если наблюдательным советом международной территории опережающего развития не одобрено проведение указанных контрольных (надзорных) мероприятий, проверок в случае, если такое одобрение является обязательным. Порядок одобрения наблюдательным советом международной территории опережающего развития проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок определяется Правительством Российской Федерации.
7. Копия акта внеплановых контрольного (надзорного) мероприятия или проверки, проведенных в отношении резидентов международной территории опережающего развития, направляется в наблюдательный совет международной территории опережающего развития в течение пяти рабочих дней со дня составления указанного акта.
8. Срок проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок в отношении резидентов международной территории опережающего развития не может превышать пять рабочих дней. Указанный срок может быть приостановлен в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения внеплановых контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
9. Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки проводятся без учета положений настоящей статьи в случае обращения в контрольный (надзорный) орган резидента международной территории опережающего развития в целях предоставления ему правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующих внеплановых контрольного (надзорного) мероприятия, проверки предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).
Статья 34.10. Особенности применения законодательства о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на международной территории опережающего развития
Правительство Российской Федерации вправе включить продукцию, производимую на международной территории опережающего развития резидентами международной территории опережающего развития в рамках соглашения об осуществлении деятельности, в перечень товаров (групп товаров), предусмотренный пунктом 13 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".".
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.
2. Действие положений статьи 31.1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" распространяется на резидентов территорий опережающего развития, которые заключили соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего развития после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
31 июля 2025 года
N 285-ФЗ