Федеральный закон от 23.07.2025 N 240-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ"
Принят
Государственной Думой
15 июля 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
16 июля 2025 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2010, N 31, ст. 4192; N 52, ст. 6992; 2013, N 27, ст. 3450; N 52, ст. 6969; 2015, N 27, ст. 3962; 2016, N 1, ст. 68; 2019, N 18, ст. 2208; 2020, N 26, ст. 3999; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 27, ст. 4599; N 29, ст. 5318; N 45, ст. 7662; 2023, N 32, ст. 6172) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) в абзаце первом слова "при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" заменить словами "в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время";
б) абзац второй после слов "в области гражданской обороны" дополнить словами "в мирное время, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время";
в) абзац третий признать утратившим силу;
г) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила, порядок) создания, эксплуатации технических систем управления гражданской обороны, убежищ и иных объектов гражданской обороны, создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, использования и содержания другой специальной техники и имущества гражданской обороны, обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, организации эвакуации населения, подготовки к защите и защиты материальных и культурных ценностей, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;";
д) абзац пятый признать утратившим силу;
е) в абзаце шестом слова "подготовки к ведению и ведению гражданской обороны" заменить словами "выполнения силами гражданской обороны мероприятий по гражданской обороне";
ж) в абзаце восьмом слова "в военное и мирное время" заменить словами "природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации)";
з) в абзаце девятом слова "при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" заменить словами "в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время";
и) в абзаце одиннадцатом слова "федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне" исключить;
к) абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"опасности, возникающие в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время (далее - опасности), - совокупность условий, которые возникли в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время и сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия либо в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и при которых возникло воздействие поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности или существует вероятность возникновения такой угрозы;";
л) в абзаце четырнадцатом слова ", возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" исключить;
м) в абзаце пятнадцатом слова ", возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" исключить;
н) дополнить абзацами шестнадцатым - восемнадцатым следующего содержания:
"руководство гражданской обороной - целенаправленная деятельность Правительства Российской Федерации, соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по организации планирования, подготовки к проведению, проведения и обеспечению проведения мероприятий по гражданской обороне;
эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному перемещению населения из зон опасностей и его размещению в безопасных районах;
защита материальных и культурных ценностей - комплекс организационных мероприятий, направленных на недопущение утраты, снижение потерь материальных и культурных ценностей, а также архивных документов.";
2) в статье 2:
а) в абзаце третьем слова ", возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" исключить;
б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"эвакуация населения, защита материальных и культурных ценностей;";
в) в абзаце седьмом слова "для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" исключить;
г) в абзаце восьмом слова "при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" заменить словами "в результате возникновения опасностей";
д) абзац девятый изложить в следующей редакции:
"борьба с пожарами, произошедшими в результате возникновения опасностей;";
е) в абзаце двенадцатом слова "при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" заменить словами "в результате возникновения опасностей";
ж) в абзаце пятнадцатом слова "военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" заменить словами "возникновении опасностей";
3) в статье 4:
а) в пункте 2 слова ", возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" исключить;
б) пункт 3 дополнить словами "по предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны";
в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Ведение гражданской обороны в отдельных субъектах Российской Федерации начинается с момента введения в действие высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации планов гражданской обороны и защиты населения соответствующих субъектов Российской Федерации в полном объеме или частично по предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.";
г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. При введении в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях мероприятия по гражданской обороне в субъектах Российской Федерации выполняются в соответствии с указанным планом.";
4) статью 4.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 4.1. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны
1. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении указанными органами мероприятий по гражданской обороне осуществляется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, созданной в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Решения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, принимаемые в ходе ведения гражданской обороны, могут оформляться в форме проектов распоряжений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
2. Координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций при проведении указанными органами и организациями мероприятий по гражданской обороне осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, созданными в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны осуществляют:
на федеральном уровне - орган повседневного управления (подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.";
5) абзац шестой статьи 6 изложить в следующей редакции:
"определяет порядок эвакуации населения, порядок подготовки к защите и защиты материальных и культурных ценностей;";
6) в статье 8:
а) в абзаце шестом пункта 1 слова "материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению" заменить словами "по подготовке к защите и защите материальных и культурных ценностей";
б) в абзаце пятом пункта 2 слова "материальных и культурных ценностей в безопасные районы" заменить словами "по подготовке к защите и защите материальных и культурных ценностей";
7) абзац первый пункта 2 статьи 9 дополнить словами "из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций";
8) в подпункте 2 статьи 12:
а) в абзаце первом слова "- органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации" заменить словами "федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны";
б) абзац второй после слов "Территориальные органы" дополнить словами "федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны,";
в) абзац третий после слов "территориальных органов" дополнить словами "федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны,";
9) в статье 15:
а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются при возникновении опасностей для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.";
б) в пункте 5 слова "и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" исключить;
в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Спасательные службы представляют собой создаваемую исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления совокупность сил и средств, которые функционально объединены на нештатной основе и привлекаются для выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.";
г) дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Сотрудники и работники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работники профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, вправе пресекать функционирование беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов (далее - беспилотные аппараты) в целях защиты своих сил и средств, населения при его эвакуации, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, тушении пожаров в случае возникновения опасностей, восстановлении и поддержании порядка в районах, пострадавших в этих условиях, посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления. Порядок принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в указанных целях, а также перечень должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.";
10) пункт 1.1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"1.1. Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, вправе пресекать функционирование беспилотных аппаратов в целях защиты своих сил и средств, населения при его эвакуации, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей, восстановлении и поддержании порядка в районах, пострадавших в этих условиях, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов. Порядок принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в указанных целях, а также перечень должностных лиц спасательных воинских формирований, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.";
11) пункт 2 статьи 18 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Порядок финансового обеспечения отдельных мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, а также перечень таких мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
23 июля 2025 года
N 240-ФЗ