Рейтинг@Mail.ru

"Публичная декларация целей и задач Минфина России на 2025 год"

Утверждаю

Министр финансов

Российской Федерации

А.Г.СИЛУАНОВ

"__" ____________ 2025 г.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ МИНФИНА РОССИИ НА 2025 ГОД

ЦЕЛИ МИНИСТЕРСТВА НА 2025 год

Цель I.

Обеспечение стабильных экономических условий через повышение устойчивости государственных финансов

Цель II.

Улучшение условий ведения бизнеса через повышение справедливости налоговой системы и качества администрирования доходов бюджета

Цель III.

Справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами

Цель IV.

Обеспечение сбалансированного регионального развития через совершенствование межбюджетных отношений

Цель V.

Развитие устойчивого национального финансового рынка и эффективной системы долгосрочных сбережений граждан

Цель VI.

Эффективное управление федеральным имуществом и активами

Цель I. Обеспечение стабильных экономических условий через повышение устойчивости государственных финансов

ОПИСАНИЕ

- Проведение бюджетно-налоговой политики в логике бюджетных правил.

- Ориентация приоритетов бюджетной политики на достижение национальных целей развития.

- Эффективная система управления и профилактики долгосрочных бюджетных и финансовых рисков.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Обеспечение долгосрочной устойчивости системы государственных финансов.

- Создание условий для устойчивого, динамичного и сбалансированного развития экономики.

- Содействие достижению национальных целей развития.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

В 2024 году экономическая и бюджетная политика в первую очередь были ориентированы на содействие структурной трансформации экономики (в том числе перестройке хозяйственных связей) и финансированию новых приоритетов.

Многолетняя приверженность институтам ответственной экономической политики способствовала сохранению экономической и финансовой стабильности, а экспансивная направленность бюджетной политики в переходный период 2022 - 2024 гг. помогла смягчить влияние структурной трансформации на потенциал экономики. Как результат, экономика развивалась высокими темпами при увеличении рабочих мест и ускорении инвестиций.

В соответствии с поручениями по реализации Послания Президента Федеральному Собранию в 2024 году сформирован перспективный финансовый план на 2025 - 2030 гг., определяющий финансовое обеспечение национальных целей развития и формирование ресурсов для нацпроектов, являющихся инструментом их реализации. В 2025 - 2030 гг. на нацпроекты предусматривается более 40,8 трлн рублей бюджетных средств при безусловном обеспечении сбалансированности федерального бюджета в соответствии с параметрами бюджетного правила.

В 2025 году в соответствии с перспективным финансовым планом на 2025 - 2030 гг. параметры федерального бюджета обеспечивают укрепление устойчивости государственных финансов:

- ненефтегазовый дефицит сокращается с 8,0% ВВП в 2022 - 2023 гг. до 5,5 - 5,0% ВВП в 2025 - 2027 гг.;

- в структуре базовых доходов федерального бюджета доля ненефтегазовых доходов превышает 3/4%;

- размер госдолга сохраняется на низком уровне (15 - 18% ВВП в 2025 - 2027 гг.).

Это поможет сдержать инфляционные процессы в текущем году, а в среднесрочной перспективе будет содействовать устойчивости бюджетной системы и укрепит финансовый суверенитет страны.

Приоритетное направление дополнительных бюджетных ресурсов, а также ориентация действующих госпрограмм на национальные цели развития будет содействовать в том числе укреплению технологического суверенитета и конкурентоспособности экономики, повышению доступности и улучшению качества образования и здравоохранения, созданию современной комфортной инфраструктуры и, как результат, повышению благосостояния и качества жизни граждан.

Планируется дальнейшее развитие системы управления и профилактики бюджетных рисков, включающее как совершенствование методологического аппарата оценки ключевых бюджетных рисков с учетом вероятности их наступления, так и доработку существующей нормативно-правовой базы в целях митигации процентных рисков федерального бюджета.

Цель II. Улучшение условий ведения бизнеса через повышение справедливости налоговой системы и качества администрирования доходов бюджета

ОПИСАНИЕ

- Обеспечение стабильных и предсказуемых условий для ведения бизнеса.

- Создание условий для сокращения теневой экономики и улучшения конкурентной среды.

- Усиление эффективности инвестиционных налоговых льгот.

- Создание благоприятных условий для возвращения капитала в российскую юрисдикцию.

- Повышение прозрачности таможенного регулирования.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Стабильная, предсказуемая, справедливая и стимулирующая налоговая система.

- Повышение собираемости доходов при сокращении теневой экономики и содействии справедливой конкуренции.

- Создание комфортных условий для предпринимательства и развития бизнеса в правовом поле.

- Повышение эффективности таможенного и ценового регулирования отдельных отраслей: электронная торговля, альтернативная табачная продукция.

- Повышение прозрачности и качества администрирования и прогнозирования доходов.

- Повышение надежности и доступности финансовой информации, повышение доверия пользователей к бухгалтерской отчетности

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

В 2024 году приняты системные изменения налоговой системы до 2030 года, обеспечивающие:

- справедливое распределение налоговой нагрузки с учетом размеров доходов налогоплательщиков;

- недопущение уклонения от уплаты налогов или занижения налоговых платежей;

- стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов;

- стимулирование инвестиционной активности путем предоставления соответствующих вычетов и увязки налоговых преференций с обязательствами по новым инвестиционным проектам;

- снижение административной нагрузки на малый и средний бизнес;

- укрепление налоговой базы регионов и муниципалитетов, в том числе путем расширения их полномочий по налогообложению дорогостоящего имущества и введения туристического налога.

Кроме того, продолжилась работа по формированию единого информационного пространства администрирования доходов и снижению административной нагрузки: в том числе в части установления особенностей регулирования электронной торговли и расширения эксперимента по таможенному мониторингу.

В 2025 году продолжится совершенствование налогового регулирования, в том числе планируется:

- ввести минимальный уровень ставки налога на прибыль 15% для российских участников международных групп, в отношении которых применяются экстерриториальные правила минимального налогообложения;

- заключить соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы с ОАЭ;

- с целью стимулирования инвестиционной активности и повышения эффективности преференциальных налоговых режимов увязать налоговые преференции с обязательствами для новых резидентов.

В 2025 году также продолжится совершенствование налогового и таможенного администрирования, включая:

- совершенствование таможенного регулирования электронной торговли и маркировки алкогольной продукции;

- введение государственного ценового регулирования альтернативной табачной продукции;

- внедрение единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов, доступной для всех уровней бюджетной системы.

В целях повышения доверия к бухгалтерской отчетности в 2025 году планируется обновить программу разработки бухгалтерских стандартов, принять современные правила учета доходов и расходов организации, разработать механизмы доступа к консолидированной финансовой отчетности и упростить порядок аудита финансовой отчетности субъектов МСП.

Цель III. Справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами

ОПИСАНИЕ

- Формирование гибкой и комплексной системы повышения эффективности бюджетных расходов, увязанной с системой государственного стратегического управления.

- Совершенствование существующих и внедрение новых инструментов повышения эффективности.

- Цифровизация процедур предоставления субсидий.

- Совершенствование регулирования закупок малого объема.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Высвобождение недостаточно эффективно используемых бюджетных ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач.

- Повышение эффективности и оперативности исполнения бюджета по расходам.

- Возможность формирования в электронном виде решения о порядке предоставления субсидий.

- - Повышение прозрачности и создание условий для справедливой конкуренции в сфере контрактной системы.

- Повышение качества и доступности государственных услуг в социальной сфере.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

В 2024 году было продолжено совершенствование инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе в части:

- оптимизации процессов перераспределения бюджетных ассигнований, внедрения оценки качества финансового управления при реализации госпрограмм, укрепления координации федеральных и региональных госпрограмм;

- расширения практики применения "нулевого бюджетирования", проведения обзоров бюджетных расходов, внедрения индивидуальных показателей эффективности (ИПЭ) по отдельным группам расходов;

- нормативного урегулирования правил планирования финансового обеспечения национальных проектов, госпрограмм и их структурных элементов за счет внебюджетных источников.

В 2024 году в бюджетный процесс также был впервые внедрен искусственный интеллект (AI-агент на базе языковой модели GigaChat).

В 2025 году в части повышения стратегической эффективности планируется:

- переход к планированию бюджетных ассигнований в разрезе результатов структурных элементов госпрограмм с обоснованием необходимого объема на уровне получателей бюджетных средств;

- поэтапное внедрение концепции ИПЭ по отдельным группам расходов - формирование ИПЭ по субсидиям юрлицам и регионам, разработка методологии по субсидиям БУ/АУ, госкорпорациям и ППК;

- дальнейшее расширение сферы применения единой субсидии и апробация принципа "1 госпрограмма - 1 соглашение с регионом в рамках единого соглашения".

В части обеспечения операционной эффективности:

- масштабирование применения инструментов ревизии базовых бюджетных ассигнований - обзоров бюджетных расходов, "нулевого бюджетирования";

- расширение интеграции налоговых расходов в бюджетный процесс;

- включение госкорпораций и ППК в единую систему конкурентного отбора получателей субсидий;

- расширение применения казначейского мониторинга на всех участников системы казначейских платежей;

- выработка единых правил осуществления малых закупок с использованием единого каталога товаров, масштабирование централизованных закупок ФОИВ;

- регламентация новых методов предварительного государственного финансового контроля;

- расширение практики применения сервиса искусственного интеллекта в бюджетном процессе.

Цель IV. Обеспечение сбалансированного регионального развития через совершенствование межбюджетных отношений

ОПИСАНИЕ

- Совершенствование системы межбюджетных отношений и ее инструментов.

- Повышение качества управления финансами и долговой политикой на региональном и муниципальном уровнях.

- Создание условий для развития инфраструктуры и наращиванию экономического потенциала.

- Стимулирование социально-экономического развития регионов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы регионов.

- Повышение экономического потенциала и устойчивости государственных финансов регионов.

- Реализация инфраструктурных проектов и мероприятий социально-экономического развития регионов.

- Повышение качества бюджетного процесса и финансовой дисциплины.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

В 2024 году в рамках межбюджетного регулирования принимались меры, направленные на укрепление финансовой стабильности регионов.

В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости консолидированных бюджетов субъектов РФ:

- улучшен эффект выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ в рамках методики предоставления соответствующих дотаций;

- установлены требования к соглашениям для регионов, получающих дотации на выравнивание, в части мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов;

- уточнены подходы к расчету предельного уровня софинансирования для субсидий регионам, в том числе установлен переходный период для применения предельного уровня софинансирования при его снижении;

- для получателей дотации на выравнивание введены ограничения в отношении обязательств по соглашениям ГЧП/МЧП/концессий/лизинга - учет при расчете верхнего предела госдолга, ограничение ежегодных расходов;

- установлены особенности бюджетного процесса в воссоединенных регионах.

В целях содействия инфраструктурному и социально-экономическому развитию регионов:

- продолжена реализация программы предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов;

- разработан механизм списания 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам при условии фактического направления высвобождаемых средств на инфраструктурное развитие;

- продлены индивидуальные программы социально-экономического развития 10 регионов.

К ключевым задачам на 2025 год относятся:

- принятие оперативных решений и мер по поддержке регионов на основе мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ;

- контроль за результатами реализации соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ;

- повышение долговой устойчивости регионов - ограничение объема государственного (муниципального) долга, а также расходов на его обслуживание;

- продолжение реализации программы предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов и мониторинг целевых показателей реализуемых инфраструктурных проектов;

- реализация индивидуальных программ социально-экономического развития приоритетных территорий;

- оперативное распределение межбюджетных трансфертов к первому чтению закона о бюджете, а также полное распределение в рамках национальных проектов;

- подготовка поправок в бюджетное законодательство РФ согласно закону о разграничении полномочий органов местного самоуправления.

Цель V. Развитие устойчивого национального финансового рынка и эффективной системы долгосрочных сбережений граждан

ОПИСАНИЕ

- Комплекс мер по укреплению и развитию инфраструктуры финансового рынка.

- Меры по повышению осведомленности населения о возможностях инвестирования на фондовом рынке.

- Развитие инструментов долевого и долгового финансирования.

- Комплекс мер по повышению уровня финансовой грамотности граждан.

- Совершенствование системы государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней.

- Защита национальных интересов на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Ускоренное формирование долгосрочных сбережений граждан и повышение в них доли инвестиционных продуктов.

- Повышение доверия инвесторов к финансовому рынку и защита прав потребителей финансовых услуг.

- Повышение доступности финансовых услуг в новых субъектах Российской Федерации.

- Сбалансированное развитие национального рынка государственного долга.

- Снижение теневого оборота драгоценных металлов/камней и рост их потребления на внутреннем рынке.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

В 2024 году создана целая линейка инструментов долгосрочных сбережений граждан и инвестиций компаний, по которым государство гарантирует повышенную защиту и обеспечивает финансовые стимулы (ПДС, ДСЖ, ИИС-III).

В 2025 году в части обеспечения устойчивости и развития финансового рынка планируется:

- разработка концепции повышения и продвижения имиджа российского фондового рынка;

- совершенствование условий программы долгосрочных сбережений (ПДС), в том числе привлечение средств работодателей и пенсионных накоплений;

- создание механизма страхования средств граждан на индивидуальных инвестиционных счетах;

- выработка подходов к расширению возможностей инвесторов при формировании долгосрочных семейных сбережений;

- запуск "безотзывных сберегательных сертификатов" сроком от 3 лет с увеличением максимального лимита страхового возмещения в системе ОСВ до 2,8 млн руб. (с 1,4 млн руб.);

- обеспечение трансграничного допуска ценных бумаг государств - членов ЕАЭС;

- расширение перечня стран, банки и брокеры которых допущены к организованным торгам валютой и ПФИ;

- создание механизма информирования граждан о рисках и возможных последствиях участия в азартных играх, а также о возможностях инвестирования свободных денежных средств;

- создание условий для открытия российскими банками филиалов и представительств на территории дружественных государств;

- совершенствование регулирования и развитие рынка цифровых прав, использование цифрового рубля в бюджетном процессе;

- развитие финансовой инфраструктуры на территории воссоединенных регионов.

В части государственной долговой политики первоочередными задачами останутся обеспечение финансирования федерального бюджета и развитие новых сегментов финансового рынка, в том числе:

- диверсификация структуры первичного предложения по инструментам и срокам и проведение активных операций по управлению госдолгом;

- сбалансированное развитие национального рынка государственного долга в рамках регулярного взаимодействия с участниками рынка.

В части развития товарных рынков, рынков драгоценных металлов и драгоценных камней:

- введение электронного согласования лицензий на экспорт драгоценных металлов посредством ГИИС ДМДК;

- установление режима обязательного контроля по операциям свыше 1 млн рублей для кредитных организаций.

В части обеспечения повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан:

- проведение Всероссийской просветительской эстафеты "Мои финансы";

- создание системы, способствующей финансовому просвещению взрослых граждан на рабочих местах;

- организация и проведение Всероссийского конкурса "Столица финансовой культуры".

Цель VI. Эффективное управление федеральным имуществом и активами

ОПИСАНИЕ

- Повышение качества управления федеральным имуществом и максимизация доходов от его использования.

- Создание клиентоориентированной системы управления федеральным имуществом.

- Развитие инструментов управления временно свободными остатками средств на едином казначейском счете.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Обеспечение долгосрочного устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления государственными компаниями.

- Снижение расходов федерального бюджета и оптимизация операционных расходов организаций с госучастием.

- Повышение темпов вовлечения имущества государственной казны в хозяйственный оборот.

- Цифровая трансформация процессов учета федерального имущества.

- Формирование оптимального состава федерального имущества.

- Поддержание остатка средств на едином казначейском счете на уровне "условного нуля", повышение эффективности размещения остатков.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

В 2024 году осуществлялась работа по формированию оптимального состава федерального имущества и вовлечению его в хозяйственный оборот, обеспечению устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления компаниями с госучастием, цифровой трансформации процессов учета и управления федеральным имуществом.

В 2025 году:

в целях обеспечения устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления компаниями с госучастием:

- введение новых стандартов аудита реализации стратегий развития и установление КПЭ компаниям с госучастием;

- обеспечение выплаты дивидендов в размере не менее 50% прибыли крупнейшими компаниями с госучастием;

в целях снижения расходов федерального бюджета и оптимизации операционных расходов организаций с госучастием:

- анализ и оценка операционных расходов, реализация непрофильных активов, оценка уровня достижения КПЭ и ФКПЭ организаций с госучастием с наделением соответствующими полномочиями Казначейства России;

- сокращение срока реализации обращенного в собственность государства имущества в целях снижения затрат на его хранение;

в целях повышение темпов вовлечения имущества государственной казны в хозяйственный оборот:

- нормативное обеспечение возможности реализации организацией по развитию туризма агентских полномочий в отношении федеральных земельных участков;

- формирование нормативной базы для урегулирования порядка отчуждения древесины, полученной в результате использования федеральных земельных участков, не относящихся к категории земель лесного фонда;

- расширение перечня лиц, которым могут быть переданы объекты и имущество гражданской обороны, не вошедшие в состав имущества приватизированных предприятий и учреждений;

- оптимизация процедур оценки миноритарных пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, в том числе поступающих в федеральную собственность на основании судебных решений;

в целях формирования оптимального состава федерального имущества и организации системы управления:

- обеспечение доступа к информации о федеральном имуществе с использованием электронных сервисов;

- определение межведомственного коллегиального органа, уполномоченного рассматривать вопросы изъятия неэффективно используемого федерального имущества у правообладателей, а также вопросы безвозмездной передачи федерального имущества в собственность иных публично-правовых образований;

- оптимизация порядка передачи федерального имущества в качестве имущественного взноса некоммерческим организациям;

в целях повышения эффективности размещения средств на едином казначейском счете:

- запуск регулярных операций репо с центральным контрагентом, обеспеченных клиринговым сертификатом участия;

- донастройка подходов к операциям предоставления займа ценных бумаг, полученных по операциям репо;

- повышение эффективности системы риск-менеджмента операций по управлению временно свободными остатками средств на едином казначейском счете.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте