"Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по интеллектуальной собственности на 2020 год"
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по интеллектуальной собственности
Г.П.ИВЛИЕВ
19.03.2020
ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ НА 2020 ГОД
В соответствии с осуществляемыми функциями, а также документами стратегического планирования Российской Федерации, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ключевыми целями и задачами Роспатента на 2020 год являются:
Цель 1. Переход на цифровые форматы во взаимодействии с потребителями государственных услуг
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- расширение и упрощение доступа всех категорий пользователей к информационным ресурсам и сервисам Роспатента по каналам сети "Интернет";
- создание и внедрение новых платформенных решений и цифровых сервисов для пользователей на основе технологий искусственного интеллекта (AI), распределенных реестров и др.;
- создание цифровых аналитических сервисов для работы со статистическими данными в сфере интеллектуальной собственности;
- повышение для заявителя привлекательности и комфорта регистрации объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации, к материалам заявки на которые прилагаются трехмерные модели заявляемых объектов.
Ожидаемые результаты:
- создание сервисов приема, обработки и публикации объектов интеллектуальной собственности в формате трехмерных моделей;
- развитие и совершенствование электронной части Государственного патентного фонда (далее - ГПФ);
- создание информационной системы "Инфраструктура поиска патентной информации и средств индивидуализации". Запуск в марте 2020 года в опытную эксплуатацию прототипа системы, предоставление в мае 2020 года доступа к прототипу системы внешним пользователям, запуск системы в опытную эксплуатацию - декабрь 2020 года;
- создание государственной информационной системы "Управление выполнением формальных проверок возможности совершения юридически значимых действий". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;
- создание государственной информационной системы "Единый электронный государственный реестр результатов интеллектуальной деятельности". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;
- создание государственной информационной системы "Распределенный реестр прав на объекты интеллектуальной собственности (ИС) и средства индивидуализации, находящиеся в обороте" (система распоряжения правами на зарегистрированные объекты ИС). Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, предоставление доступа к прототипу системы внешним пользователям (в объеме 1 очереди) - май 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;
- создание государственной информационной системы "Интеллектуальная система экспертизы средств индивидуализации". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, включение первой очереди системы в контур существующих систем делопроизводства по регистрациям средств индивидуализации - май 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;
- создание информационной системы "Управление централизованной поддержкой и сопровождением информационно-технологической инфраструктуры и пользователей". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;
- создание государственной информационной системы "Поддержка управленческих решений в сфере интеллектуальной собственности". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;
- создание государственной информационной системы "Единое информационное пространство взаимодействия сотрудников". Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;
- создание государственной информационной системы управления хранением документов. Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года,
- создание государственной информационной системы управления процессами делопроизводства. Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года;
- создание информационной системы перевода традиционных форматов в цифровой вид. Запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 1 очереди - март 2020 года, запуск системы в опытную эксплуатацию в объеме 2 очереди - декабрь 2020 года.
Цель 2. Уточнение обязательных требований в сфере осуществляемого Роспатентом контроля (надзора), обеспечивающее снятие избыточных административных барьеров, препятствующих экономическому и гражданско-правовому обороту прав на создаваемые за счет средств федерального бюджета результаты интеллектуальной деятельности
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
Подготовка совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в сфере осуществляемого Роспатентом государственного контроля (надзора), и представителями предпринимательского сообщества:
1) акта Правительства Российской Федерации о признании утратившими силу с 1 января 2021 года нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, отмену некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении Роспатентом государственного контроля (надзора);
2) актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых будет оцениваться Роспатентом при осуществлении им государственного контроля (надзора) и будет способствовать более широкому использованию в экономике Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в ходе финансируемых из государственного бюджета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР).
Ожидаемые результаты:
Акты Правительства Российской Федерации содержат обязательные требования, в соответствии с которыми:
- при подготовке и реализации государственных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение НИОКТР, государственные заказчики обязаны определять в них условия, выполнение которых с высокой степенью вероятности будет обеспечивать создание результатов интеллектуальной деятельности, обладающих мировой новизной, их востребованность экономикой Российской Федерации;
- данные результаты интеллектуальной деятельности должны быть своевременно выявлены и обеспечены правовой охраной;
- уточнен порядок (расширен перечень возможных случаев) распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках выполнения НИОКТР военного, специального и двойного назначения, в интересах развития национальной экономики;
- определен порядок использования в рамках государственного оборонного заказа предшествующей интеллектуальной собственности российских правообладателей, учитывающий, в том числе, их интересы;
- вовлечение государственными заказчиками прав Российской Федерации на созданные результаты интеллектуальной деятельности в гражданско-правовой оборот в целях их внедрения в производство высокотехнологичной продукции становится одним из ключевых показателей эффективности их деятельности.
Цель 3. Повышение уровня предоставления Роспатентом государственных услуг
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- оптимизация административных процедур и сроков предоставления государственных услуг;
- совершенствование нормативно-правового регулирования предоставления государственных услуг;
- реализация положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся правовой охраны географических указаний;
- совершенствование процедуры рассмотрения и разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности в административном порядке;
- изменение системы оплаты государственных услуг.
Ожидаемые результаты:
- сохранение достигнутых сроков рассмотрения заявок на государственную регистрацию объектов интеллектуальной собственности;
- определение оптимально возможных сроков рассмотрения заявок на государственную регистрацию объектов интеллектуальной собственности;
- снижение сроков регистрации распоряжения исключительным правом по договору и перехода исключительного права без договора;
- обновление административных регламентов предоставления Роспатентом государственных услуг;
- принятие федеральных законов, предусматривающих:
- возможность включения в состав заявки трехмерных моделей заявляемых объектов интеллектуальной собственности;
- выдачу электронных охранных документов;
- проведение информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности для целей экспертизы по существу заявок на выдачу патента на изобретение или полезную модель аккредитованными организациями (аутсорсинг);
- формирование нормативно-правовой базы для предоставления государственной услуги по государственной регистрации географических указаний;
- начало предоставления государственной услуги по государственной регистрации географических указаний (июнь 2020 года);
- вступление в силу новых правил рассмотрения и разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности в административном порядке;
- подготовка предложений об изменении системы взимания патентных пошлин в связи с предоставлением государственных услуг (частичная замена на платежи).
Цель 4. Развитие инфраструктуры обеспечения сферы интеллектуальной собственности высокопрофессиональными кадрами и популяризация интеллектуальной собственности
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- развитие взаимодействия с субъектами Российской Федерации для решения стратегических задач в области управления интеллектуальной собственностью и повышения патентной грамотности, в том числе с привлечением Центров поддержки технологий и инноваций (далее - ЦПТИ);
- реализация масштабных образовательных программ дополнительного образования, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, обучение не менее 5000 человек в год;
- придание Российской государственной академии интеллектуальной собственности статуса Международного научно-образовательного центра;
- популяризация сферы интеллектуальной собственности среди различных возрастных групп населения, в том числе повышение заинтересованности у молодежи к вопросам интеллектуальной собственности, привлечение к данной сфере одаренных детей и молодежи.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа субъектов Российской Федерации, стратегические документы которых содержат видение, индикаторы и меры развития сферы интеллектуальной собственности;
- переориентация ЦПТИ для решения стратегических задач в области управления интеллектуальной собственностью регионов, включая проведение мониторинга и оценки результативности ЦПТИ для повышения эффективности деятельности ЦПТИ;
- разработка новых образовательных программ и модернизация имеющихся;
- увеличение количества обучаемых слушателей по основным и дополнительным образовательным программам в области интеллектуальной собственности;
- повышение практико-ориентированности образовательных программ высшего образования путем организации стажировок и различного типа практик на базе государственных корпораций и организаций, применяющих передовые подходы к управлению интеллектуальной собственностью;
- расширение многостороннего сотрудничества с международными организациями путем реализации совместных проектов и программ, направленных на развитие научно-образовательной деятельности в сфере интеллектуальной собственности, в том числе реализации программы двойных дипломов в рамках партнерских соглашений, организации обучения иностранных граждан, участия в программах международных академических обменов, организации стажировок и др. сотрудников РГАИС;
- развитие научных школ в сфере интеллектуальной собственности по направлениям: авторское право, промышленная собственность, управление интеллектуальной собственностью, предпринимательство в инновационной сфере;
- создание "Цифровой Академии": платформы для обучения с применением дистанционных образовательных технологий по всем реализуемым образовательным программам; внедрение системы "электронный деканат" и др.;
- проведение открытых тематических встреч с руководством и ведущими специалистами Роспатента и ФИПС для заявителей, правообладателей, патентных поверенных, специалистов в области интеллектуальной собственности, представителей бизнес-сообщества и других заинтересованных лиц;
- повышение степени вовлеченности детей и молодежи в просветительские проекты в области интеллектуальной собственности за счет разнообразия тем, форм и методов проведения мероприятий;
- организация стационарных, передвижных и виртуальных выставок, посвященных российским ученым, изобретателям и значимым событиям в области истории науки и техники, на основе информационных ресурсов ГПФ и с привлечением других библиотек и музеев в качестве соорганизаторов.
Цель 5. Продвижение интересов Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности на глобальном, региональном и национальном уровнях в рамках международного сотрудничества
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- продвижение интересов Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности в глобальных международных организациях, таких как Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Всемирная торговая организация; углубление интеграции Российской Федерации в глобальные системы охраны интеллектуальной собственности; продолжение работы Целевых групп Комитета по стандартам ВОИС по разработке новых стандартов; расширение использования русского языка в ВОИС;
- развитие взаимодействия с международными и региональными организациями и объединениями, в том числе с Европейским патентным ведомством, Ведомством по интеллектуальной собственности Европейского союза, стран БРИКС, форумом "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" и др., обеспечение обмена опытом и передовыми практиками по вопросам, представляющим интерес для Российской Федерации;
- развитие интеграционных процессов, обеспечение учета интересов Российской Федерации при разработке и реализации соглашений, планов, стратегий и концепций в сфере интеллектуальной собственности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), дальнейшее развитие проекта CISPATENT;
- расширение взаимодействия Роспатента с Евразийским патентным ведомством;
- обеспечение учета интересов российских правообладателей при обеспечении деятельности органов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), при разработке и согласовании международных договоров и актов ЕАЭС, при подготовке и проведении торговых переговоров с третьими государствами, а также в процессе создания и развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности;
- развитие сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности с уполномоченными органами иностранных государств.
Ожидаемые результаты:
- расширение взаимодействия с международными организациями и объединениями, уполномоченными органами иностранных государств на глобальном, региональном и национальном уровнях (реализация совместных проектов, обмен опытом, проведение рабочих встреч, стажировок и др.);
- присоединение Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях;
- ратификация Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г.;
- ратификация Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза;
- продвижение российских инициатив в рамках ВОИС, в том числе по продвижению русского языка в глобальных системах регистрации и формированию новых международных стандартов;
- проведение в Москве заседания Целевой группы ВОИС по 3D (апрель 2020 г.), по итогам которой будут разработаны рекомендации к содержанию соответствующего стандарта;
- разработка, подписание и реализация межведомственных соглашений, меморандумов и других документов в сфере интеллектуальной собственности;
- обмен опытом и выработка единых подходов по вопросам цифровизации ведомств.
Цель 6. Определение основных направлений государственного регулирования развития интеллектуальной собственности
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- разработка проекта Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности (далее - Стратегия) и его представление на согласование в Минэкономразвития России, Минобрнауки России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти;
- разработка проекта Дорожной карты по реализации Стратегии;
- доклад на Коллегии Роспатента о проектах Стратегии и Дорожной карты реализации Стратегии.
Ожидаемые результаты:
- представление в Правительство Российской Федерации проекта документа "О Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности до 2030 года";
- согласованный с Минэкономразвития России, Минобрнауки России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Дорожной карты реализации Стратегии.